Осознать проблему — первый шаг к ее решению. Следующим шагом будет отслеживать свои реакции и учиться заменять негативно окрашенные фразы на более мягкие, уважительные и выражающие то, что мы чувствуем на самом деле.
Когда мы расстроены, рассержены,
испуганы или переживаем другие сильные эмоции, мы часто говорим не то, что
хотелось бы: «Слова сами вылетали изо рта. Это была не я.» Фразы в такой
ситуации действительно словно формулируются сами по себе, без нашего участия,
бывает, мы с удивлением слышим то, что когда-то в детстве говорили нам самим в
похожих ситуациях. И это нормально.
Переживания действительно
поднимают в нас сильные чувства, которые могут вернуть нас в эмоциональные
состояния, которые мы переживали когда-то давно. И кажется, что фразы, которые
мы слышали много раз, стали частью нашей личности. Но это не так, ведь чаще
всего мы с ними не согласны и потом о них жалеем. Хуже всего то, что за эти несколько минут успеваем обидеть ребенка и
начать разрушать доверительные отношения, которые так долго и кропотливо
строили.
Что же делать?
Осознать проблему — первый шаг к
ее решению. Следующим шагом будет отслеживать свои реакции и учиться заменять
негативно окрашенные фразы на более мягкие, уважительные и выражающие то, что
мы чувствуем на самом деле.
Чего же не стоит говорить ребенку
и как правильно выразить свои чувства, если вы расстроены его действиями?
Рассмотрим несколько примеров:
«Почему ты так ужасно себя
ведешь? Что с тобой не так?»
Подобные фразы обижают ребенка,
заставляют его почувствовать себя несчастным и нелюбимым.
Попробуйте остановиться и
подумать, почему ребенок ведет себя именно так. Что им движет? Какие причины у
него есть?
Когда разговариваете с ребенком,
опуститесь на его уровень и спросите:
«Вижу, тебе непросто. Возможно,
тебе нужна помощь?»
«Почему ты не можешь быть как
другие дети?»
Сравнение — вор радости и основная причина плохих отношений между
детьми в семье или в группе. Дети ведут себя хорошо, когда они чувствуют себя
спокойно и уверенно. Если они будут все время думать, в чем они хуже других, то
не смогут сконцентрироваться на своих сильных сторонах, не смогут получать
удовольствие от того, что делают. Ведь то, на чем мы концентрируем свои мысли и
усилие, становится нашей реальностью.
Вместо сравнений старайтесь как
можно чаще подчеркивать то, в чем хорош ваш ребенок, хвалите его, отмечайте не
только достижения, но и усилия (и даже хорошие намерения, ведь с чего-то надо
начинать).
«Ты меня расстраиваешь!»
Важно помнить, что ребенок не
отвечает за чувства других людей, особенно взрослых. Это слишком большая
ответственность для маленького человека. Если вы расстроены и хотите донести
это до ребенка, лучше делать это с помощью Я-сообщений, то есть сказать: «Сейчас
я очень расстроена, и мне нужно несколько минут покоя, чтобы собраться с
мыслями.»
Не отдаляйтесь от ребенка, не
игнорируйте его, чтобы у него не возникло ощущения, что вы не всегда будете
рядом, заботиться о нем и защищать его. Ребенок должен понимать, что ваши
чувства не значат для него потерю безопасности.
«Все в порядке, ничего не
случилось.»
Если в ответ на свои эмоции
ребенок получает заверение в том, что ничего не случилось, это может заставить
его сомневаться в своих чувствах. Ведь он расстроен, ему грустно и плохо, а
значит, не все в порядке. Так почему же он слышит обратное?
Прежде чем успокаивать ребенка,
позвольте ему побыть в своих чувствах, признайте их. Скажите, что видите его
печаль и объясните, что переживать сильные эмоции — нормально. А затем предложите
помощь или просто сообщите, что вы рядом и на вас можно рассчитывать.
Фотография: Anshu A, Unsplash