Критикуя ребенка неконструктивно, мы часто обобщаем и нападаем на личность ребенка, а не на его поступки.
Есть немало людей, которые
считают, что критика полезна. Что это мотивация, без которой невозможно оценить
себя объективно, стать лучше и достичь результатов. Часто это объясняется тем,
что именно с помощью критики воспитывали поколение современных родителей.
Нас так боялись перехвалить,
избаловать и испортить, что в результате основным способом взаимодействия часто
становились «тычки и затрещины» — физические и вербальные. Родителям часто было
за нас стыдно, мы становились разочарованием, не соответствовали ожиданиям,
недостаточно старались и вообще, были недостойными людьми.
На этом фоне терялось все
хорошее. И какие бы усилия мы ни прикладывали, нам самим начинало казаться, что
этого мало, что хороший сын или дочь сделали бы больше, у них получилось бы
лучше. А мы не смогли.
Часто мы даже не понимали, что
именно сделали не так. Мы просто чувствовали себя плохими и нелюбимыми, но
совершенно не знали, чем именно в очередной раз вызвали недовольство родителей.
Часть из нас приходила к выводу, что бесполезно даже пытаться, потому что быть
хорошим все равно не получается.
В результате многие из нас
выросли людьми, которые:
- Не принимают себя и всегда
недовольны собой.
- Не признают за собой права даже
на малейшую ошибку.
- Избегают любого риска и поэтому
отказываются от многих возможностей в жизни.
- Чувствуют страх, когда есть
необходимость принимать решения.
- Ждут одобрения от других людей.
Значит ли это, что критика в
целом вредна и губительна? И как же быть, если ребенок действительно совершает
ошибки и ведет себя неправильно? Как помочь ему увидеть свои недостатки, чтобы
иметь возможность их исправить?
Все эти вопросы мы задаем себе,
пытаясь защитить своих детей и быть хорошими родителями. С одной стороны, мы
вспоминаем едкие комментарии из своего детства и понимаем, что они не работают.
Мы искренне хотим говорить детям только приятные вещи, принимать их. С другой
стороны, сталкиваемся с тем, что детям действительно нужна наша помощь в
ситуациях, когда они ошибаются. Что же делать?
Чтобы разобраться в этой
проблеме, полезно знать разницу между конструктивной и неконструктивной
критикой.
Неконструктивная критика
- Причиной неконструктивной критики
часто становится злость, поэтому она бывает очень резкой и нацеленной
исключительно на то, чтобы подчеркнуть ошибки.
- Критикуя ребенка не конструктивно,
мы часто обобщаем и нападаем на личность ребенка, а не на его поступки.
- Вызывает у ребенка негативные
эмоции: стыд, боль, злость на себя.
Конструктивная критика
- Целью конструктивной критикой в
первую очередь является поддержка и помощь ребенку.
- Мы не обобщаем, не критикуем
личность ребенка, его характер или особенности, а лишь указываем на поведение,
которое можно изменить.
- Мы подсказываем ребенку способы
изменить ситуацию, бережно даем советы, как лучше поступить.
- Позволяет ребенку чувствовать
себя в безопасности, не вызывает сомнений в том, что он любим и что мы его
поддерживаем.
Проявите эмпатию и уважение,
подумайте о том, помогла бы вам самим такая критика или наоборот. И если у вас
есть сомнения, постарайтесь подобрать такие слова, которые принесут пользу, а
не вред.
Фотография: Bruno Nascimento, Unsplash